Первый раз в Саблинских пещерах я побывал в далёком 2009 на официальной экскурсии в пещере Левобережная. Какое-то удивительное влияние оказал на меня тогда мир пещер, и я твёрдо решил изучить остальные пещеры этой местности. Много лет прошли в мечтаниях (в силу своего возраста тогда не мог побывать в пещерах), потом начались иные заботы.

Первый поход:

Так продолжалось до лета 2016. Идея из детства вернулась внезапно, и через пару дней мы с Ахотом уже пробирались через заросли у реки Тосна.
Начали с пещеры Трёхглазка — небольшой и местами низкой пещеры. По полу протекал ручеёк, поэтому вылезли немного грязненькие, но счастливые и уверенные в своей готовности к дальнейшим полазкам.

Другие пещеры ещё пришлось поискать среди буйных летних трав, попутно красиво поскользив по мокрым глиняным берегам. Через 20 минут старания увенчались успехом. Небольшой проход в земле высотой не более 60 см предвещал весёлое времяпрепровождение в пещере Штаны, которая была в разы больше и запутанней Трёхглазки.

Ползать с набитым рюкзаком чуть сложнее, чем без него. Но какое имеют значение неудобства, когда над тобой несколько метров песчаника и известняка, а под ногами красный кварцевый песок?
Дополнительный интерес представляла необходимость ориентироваться по карте, чтобы не повторить судьбу моего деда, заблудившегося в этих пещерах, когда ему было лет 16.

Выйти из положения «мобильного гопника» (хождения на кортах) удалось лишь в большом зале.

Далее нас ожидал замысловатый лабиринт из множества ходов с высотой потолка от 30 см до 4-5 метров. Ползая по нему мы наткнулись на «водокап», я отхлебнул вкусной пещерной водицы, а Ахот воздержался.

В какой-то момент нам показалось, будто в дальнюю часть пещеры уже не пройти, но узкая щель говорила об обратном.

Дальше нас ожидало несколько интересных находок, среди которых оставленные кем-то рюкзаки с провизией и палатками, известняковые стенки и коровий череп. В дальних закоулках слышались непонятные голоса, но найти их хозяев так и не удалось.

Проведя в пещере около 40 минут, мы направились к выходу. Возле выходка кто-то явно топтался, по голосам — юные и пугливые исследователи. Я попытался позвать их но (кричать в пещерах громко нельзя) вышло нечто среднее между мычанием и типичным ЧОПовским «Эээ!». Пацаны немного спугнулись. Я решил разъяснить ситуацию и быстрыми мелкими шашками побежал к выходу на картах. Один из пацанов неистово завизжал, скорее всего торопливо пятясь назад с криками «Мля! Тут кто-то есть!. ААААА!».
Забавно получилось. Потом пацаны рассказали, что приняли нас по звукам за диких свиней.

Не обследованными оставались два хода в пещере, названные «штанинами». Мы благополучно вернулись внутрь и протиснулись в шкуродёры для их покорения.

Особую радость доставляли различные дорожные знаки и предметы мебели, служащие ориентирами и достопримечательностями.

В одной из штанин нашлась «комнатка» за перегородкой, мы приметили её в качестве нового дома для нашего друга-бомжка Коляна.

Пещера Штаны заслуженно получила титул любимой пещеры, а мы ещё чуть не заблудились в пещере Жемчужная, но это уже совсем другая история…

Второй поход:

С момента нашего первого «дикого» похода в Саблино прошло уже несколько месяцев, началась зима (не самое лучшее время для загородных поездок). Но дух пещер не отпускал наши души. Перед самым новым годом (29 декабря 2016 года) мы с Ахотом вновь сели на электричку до Саблино. Идти 6 километров от станции до пещер не очень хотелось, поэтому мы пошли к автобусной остановке, где сели в уже ожидающий пассажиров ЛиАЗ.

Планы на этот день мы имели внушительные: ещё раз обследовать пещеру «Штаны» и постараться попасть из неё в пещеру «Жемчужная» по секретному ходу. На наших любимых картах этот ход отмечен не был, но на проторах сети я нашёл интересную (пусть и весьма неточную) карту системы «Штаны-жемчужная» («Большие Жемчуга»).

Мы предположили, что проход находится под цифрой 28, и обозначен как «Закрытый перелом».

Каньон реки Тосна встретил нас потрясающим видом и потрясающе скользкими склонами. По берегу до входов в пещеры нужно преодолеть порядка 300 метров. Точно не помню, сколько раз я падал цепляясь руками за шершавый лёд, чтобы не улететь в реку с высоты 10 метров, но матов тогда прозвучало прилично. Ещё и сами входы найти удалось не сразу, ведь на берегу достаточно много «ложных входов» — небольших дыр в склоне, заканчивающихся тупиками.

Наконец мы достигли входа в пещеру «Штаны», где переоделись в «лазательную одежду». Дело в том, что песок в пещерах очень сильно пачкается из-за входящей в его состав красной глины, эту глину очень сложно отмыть. А ещё в пещерах круглый год +8 градусов, летом это приятная прохлада (т.к. в пещерах много двигаешься и не успеваешь замёрзнуть), а вот зимой эти +8 ощущаются как ужасная жара. Я снял свою зимнюю куртку и упрятал в рюкзак (ох, как неудобно ползать с рюкзаком, в котором лежит зимняя куртка), мы устремились в тёмный ход.

Пещеру «Штаны» прошли без особых приключений, обследовали её юго-западную часть и пошли к «залу каннибалов» . Проход в этот зал узкий, и его сложно найти, нам пришлось изрядно понервничать в связи с этим, но старания увенчались успехом.

Из «зала каннибалов» мы свернули на запад, а не стали двигаться к дальним ходам пещеры «Штаны», как в прошлый раз. Миновав узкий ход я решил, что это уже «Жемчужная», но ошибся. Из зала, заваленного известняковыми плитами вело несколько крайне узкий и длинных ходов. Залезать в такие места не очень хотелось, если в конце хода тупик — придётся ползти на животе ногами вперёд. Я выбрал наиболее просторный ход (однако даже там нельзя было встать на четвереньки) и пополз. Ахот остался сторожить вещи.

Ход причудливо извивался и имел длину порядка 6 метров, острые камни на его дне больно впивались в тело. Выбравшись с другой стороны, я навино предположил, что попал обратно в «Штаны», сделав круг. Вернулся назад и рассказал Ахоту, какой я тупой. Мы стали ходить по залу искать то место, откуда я якобы вылез, но не нашли. Тогда я полез в этот ход вновь и, убедившись, что он действительно ведёт в «Жемчужную», вернулся за Ахотом.

После всех этих бесконечных проползаний я был абсолютно мокрый от пота, усталый и грязный как чёрт, окунувшийся в выгребную яму. Но цели мы достигли — перешли из «Штанов» в «Жемчужную» по «тайному ходу»!

Потом мы ещё минут 20 бродили по дальним углам «Жемчужной», однако далеко от «тайного хода» не уходили: по большой карте ориентироваться было невозможно, а на маленькой нам не удавалось точно определить наше местоположение. Время поджимало, необходимо было отзвониться Коляну (а в пещерах связь не ловит). Тем же путём мы вылезли наружу.

Усталость давала о себе знать, но мы решили ещё разок зайти в «Жемчужную», только теперь с главного входа. Вход этот представлял собой нишу в склоне (к нише мы спускались, держась за привязанную к дереву верёвку), от которой в глубь ведёт крайне узкий ход длиной 2 метра.

Мы заползли в этот ход, дальше «Жемчужная» достаточно просторна. Я хотел сделать хорошие фотографии пещер, но в этот раз аппарат снимал плохо (может из-за сырости ли пыли). Не помогли даже штатив и съёмка в разных режимах.

Я немного побродил у входа, потом мы пошли в сторону могилы белого спелеолога.

В одном из залов я зафотографировался с Баркальским флагом. Фотографии постоянно получались дефектные (размытые, засвеченные, с непонятными летающими кругами и т.п.).

Мы почти дошли до могилы, но внутреннее чувство намекнуло, что пора уже выходить. Напоследок сделали ещё несколько фотографий.

Когда мы шли по шоссе к остановке, я заметил едущий автобус — наш автобус. Мы посигналил ему рукой, водитель сделал жест, мол «остановка впереди, там и залезайте». Но в его жесте был некий намёк, что он может подождать нас на остановке пару минут, но не более.

Автобусы ходят раз в 40 минут, мы усталые и вспотевшие, холод -5. Надо бежать!

Вы когда нибудь бежали по льду в гору, имея за спиной рюкзак и тубус с флагом? Мы бежали, и очень быстро. Уж не знаю, что подумали пассажиры, когда в дверь автобуса ввалились два грязнущих запыхавшихся человека, один из которых полу задыхающимся голосом прокричал нечто сходное с «Огромное спасибо!». Девушки сидевшие рядом захихикали.

Одним словом, хороший поход получился, но летом ходить лучше! Обязательно вернёмся в Саблино ещё, ведь подземное озеро и внушительная часть «Жемчужной» так и остались неизученными нами.